Razgrom » 04 окт 2016, 16:05
Пара исторических свидетельств о непростых дорогах Костромской губернии.
«Сухопутные пути сообщения не соответствуют важности губернии, в промышленном и мануфактурном отношении здесь почти нет путей вполне и всегда удобных для проезда. Причина эта заключается отчасти в дурной и неудобной починке дорог натуральною повинностью, но главное зависит от самого характера местности и фунта земли в губернии, дороги проходят или по сыпучему песку или по глинистому грунту и в дождливое время становятся вязкими, кроме того дороги почти по всем направлениям перерезываются множеством рек, речек и ручейков, широко разливающихся в весеннее время и потому сносящих мосты и образующих на дорогах рытвины и овалы. С начала таяния снегов езда по всей губернии, недели на три, почти совсем прекращается, или по крайней мере, становится опасною. Когда же снег сойдет, реки разольются, то надобно ждать, пока не устроятся и не починятся мосты на ручьях и реках, снесенные водополью и не сравняют рытвины.»
Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами
Генерального штаба. Костромская губерния. — СПб., 1861.
«Подъехать к станции не так просто, как кажется: легко сломать не только экипаж, но даже ребра и голову. Так
хороши объездные пути, устроенные г.г. строителями, что всякий едущий невольно молится:
Помоги, Господи, живым доехать. А доехав, благодарит Бога за спасение от смерти, или, самое
меньшее, от увечья... Видишь станцию — огни, видишь идущий поезд, а сам сидишь в грязи,
дожидаясь, когда вытащат увязших лошадей и экипаж» .
Костромской листок. 1898. № 23. 11 дек.
Ревизией 1809 года , офицер осмотра почтовых станов,ревизор Московского почтамта, губернский секретарь Шешадамов сообщал:
" По всем почтовым дорогам нет вех, кои по настоящему зимнему времени, а особливо в ночное и ненастливое время весьма необходимы, отчего сбившись с дороги, целую ночь случается ездить 20-тиверстное расстояние до станции, что весьма дольше почтам и эстафетам, а равно и проезжающим, делает остановку, особливо же там, где проводников нет, коим, однако ж чрез сие делается излишнее отягощение.
В Солигаличе - нет ни одной зимней повоски, одна лошадь изнурена и вместо больного ямщика другого не выставлено.
На Кокорюковской - двух пар так же недостаточно, потому что приезжают на станцию с трех трактов, и где разгон довольно не мал.
На Березовской - одна лошадь весьма изнурена, и вместо записных ямщиков отправляют почтовую гоньбу престарелые крестьяне, потому что подрядчик сей станции, крестьянин Петров, отлучает ямщиков на господские работы.
В городе Кадые - две зимние повоски ветхи и одна лошадь к гоньбе неспособна, а равно при экспедиции не стоит ни одной пары, находятся же по разным дворам у мещан.
При речке Мостовой - вместо пяти пар стоит по две и редко по три пары на стану. Ямщики, крестьяне Алексей и Иван Быковы, всегда проживают с лошадьми в селении от станции верст за 12. Часто не только проезжающим, но почтам и эстафетам за отлучкою их бывают остановки. В первый проезд мой найден один незаписаной ямщик, их брат, а в обратной ни одного ямщика, ни лошади, хотя и послан был в селение нарочной, но они не явились, почему и должен был ожидать прибытия других ямщиков более 7-ми часов. Станция же сия состоит на лесу из одного только ветхагоямскаго двора, где никакой проезжающий не может получить пособия (помощи.- авт.)."