итак. утро. 9 часов. какое-то ТАМ марта.
зимник за гаражами в Воргашоре. впереди 300км совершенной неизвестности. ну вот нет почему-то в сети никакой информации - что это за зимник, есть ли он. сколько трафика. как идет.
нет ничего. только какие-то древнющие фотки с уралами и "большеногами" и трехмостовом кировце на гигантских колесах.
увы. это будет первый, и совершенно точно уверен, не последний отчетец про эту дорогу. тем более в сезоне 2013-2014 по этому направлению будет сделан зимник. мутная история. можете в гугле спросить - "зимник на каратайку", почти все сразу становится ясно.
ну а мы стоим в начале удивительного приключения.
как я уже сказал, летний трек на Каратайку начинался по отчетам пешиков где-то за гаражами. гаражи выглядят в гугле вот так.
как идет зимний трек было совершенно непонятно, но человек в гаражах подтвердил - вы на верном пути...
сложно было поверить, что какой-то одинокий, даже не след, а просто борозда в поверхности снега, это и есть правильная дорога, тем более в эту дорогу слоник с радостью сразу провалился по бампер.
сдули колесья, пробуем. не едет. еще сдули. пробуем. не едет. с третьей попытки - бац и поехали. сразу стало ясно, что легкой прогулки не будет вовсе. от гаража отколупались метров на сто. встали на совещание.
дорога вперед выглядит вот так.
позади над Воргашором гало - предвестник чего-то.
собираем мысли в кучку. общаемся. сдуваем колеса еще немножко. теперь на долгие дни и на тысячу километров давление не будет подниматься выше ноль трех.
буквально через 100 метров приходит понимание - мы затеяли какую-то аферу. первый же перемет и слоник никуда не едет. ну никуда не едет это значит метр в минуту. высаживаем Саню. удивительно, но каждый килограмм на борту - это очень и очень серьезное затруднение в скорости передвижения. а у нас у каждого по 300-350 литров только топлива.
вот казалось бы ерунда, это же не сугроб ни разу. а не едем мы здесь. топчемся.
наст вчерашней свежей пурги не успел еще слежаться, вот уже даже на следующий день, да что там день, вечером уже по такому снегу мы ехали без проблем.
вот еще раз. не едет тут авто. давление около ноль трех наверное
достаточно сдуть еще на кукую-то десяточку и машина всплывает на наст и едет уже без проблем. поэтому сдувать-надувать приходилось тыщу и один раз.
в особо невеселых местах - выгонял Сашку на улицу. он находился в тот день немало.
а потом мы вдруг выехали на какой-то магистральный след. и вел он в нужном нам направлении
след был очень серьезный. мы сначала подумали, что видимо на Каратайку все-таки дорога начинается не в Воргашоре, а где-то в другом месте. потому что 40 километров идти почти весь световой день. а потом 20 за полчаса - что-то здесь не так. встречной техники никакой не было, чтобы спросить, а где мы собственно находимся и куда едем. зато полотно зимника с пугающей частотой стали пересекать абсолютно прямые уходящие из горизонта в горизонт провешенные следы гусянки. они повторялись через каждые метров ну пусть 300 и были строго параллельны. вся тундра была изъезжена вдоль и поперек.
потом уже почти на закате, посреди тундры возвышается триангулят на пупыре. рядом совершенно точно стоит человек. долго-долго ехали к нему. да. триангулят. стоит человек. не один.
тм-ка, егерь и канистра. ура. обрадовались мы. просто целый день давила некая неизвестность. а куда мы собственно едем. живых людей не видели, спросить не у кого. а тут такая удача. куда едете - спросили мы? в Каратайку - ответили нам. а вы куда, спросили у нас? В Каратайку - в свою очередь удивили мы. Какая удача подумали мы, ща спросим дорогу, да нас еще и подстрахуют. Какая удача, сказали нам, покажите пожалуйста где здесь дорога на Каратайку....!!!!! мда. Парни едут уже сколько-то недель из Уренгоя в Каратайку и дальше на Синькин Нос. там будут утилизировать металлолом. Парни очень серьезно обвешаны навигацией. у них отличный новенький гармин Орегон, в котором из собственно навигации есть только их пройденный трек и точка где они в данный момент находятся. для поиска Синькиного Носа этого прибора явно недостаточно, поэтому начальство кроме канистры с дизельным топливом и гармина им в дорогу выдала карту!!!!! да. Карту. Карта это натурально кусок картона размером наверное А3, на котором точками обозначены Уренгой, Салехард, Воркута, Каратайка и Синькин Нос. Все эти точки соединены линиями, это типа зимники. Есть еще тупиковые линии, которые перечеркнуты - это типа неправильные зимник. и вот команда стоит на пупыре и ждет, когда кто-нибудь покажет куда ехать. Обычно в тундре этот вопрос не возникает, дороги , как правило, две - та по которой приехал и та по которой надо ехать дальше. ну иногда бывает еще перекресток. тут уже сложнее. помогает разведка, километров пять отмахаешь по зимнику, поймешь, что направление не совпало, значит надо по другому. с пупыря расходится штук пять дорог. Парни стоят вторые сутки. ТМка испробовала все дороги. там тупик, там обратно в Воргашор, там куда уходит накатанная колея - это Советский. те добраться до точки встречи с этими парнями мы могли бы за пару часов, если бы выехали из Советского. а вот туда куда уходит накатанная колея, там стоят геофизики, но они точно знают - через их городок на Каратайку не ездят. кто-то обещал им на вездеходе привезти трек, когда привезут неизвестно. стоим ждем вместе с ними. потом ждать надоело - решаем скататься пяток километров к геофизикам.
автономный городок - посреди пустыни
по тундре параллельными путями ходят люди и ездят гусянки ...
гусянки бурят дырки, в дырки люди кладут динамит, соединяют их проводом... потом получается вот такая сверхсекретная карта сейсморазведки.
жирным отмечено то, что взорвали.
данные все собираются в компьютер и уезжают в столицы на расшифровки. поговорили с геофизиками. удивительные люди. фатальный контраст между теми кто собственно бурит и теми кто сидит в вагончике. непостижимая имхо пропасть. с бородой, наверняка с каким-то научным званием. )) прям настоящие арктические капитаны. рассказали немного о тайнах сейсморазведки. поговорили о дороге на Каратайку.
да. действительно через их городок не ездят. ни разу не видели и не слышали. задача поиска зимника становится почти невозможной. потому что ВСЯ тундра изъезжена следами гусянок и без языка понять куда все-таки делся зимник на Каратайку невозможно. делать нечего, возвращаемся на пупырь.
кто спрашивал - сдувают ли на Уралах колеса? сдувают. еще как.
стоим ждем мифический вездеход, который везет нам трек. настроение так себе. неопределенность всегда обескураживает. радует, что мы тут на пупыре не одни и с нами адова куча солярки.
пришла ночь и песец.
где-то в кромешной тьме к нам едет трек. ждем оооочень долго. наконец, где-то в тундре разгорается огонек. неужели?! неужели??? неужели!!!!
из тьмы примчалась какая-то ацкая хрень, по размеру превосходящая ТМку раза в два. не знаю как эта хрень правильно называется, но здоровенная. два ряда сидений. на каждом человек по пять в ряд можно уместить. год выпуска - ровестник революции кмк. все в масле. один оператор рычагов, второй, дядечка сильно постарше, с безнадежно уделанными в масле руками - типа механик. эта хрень, видимо, физически без механика ездить не умеет. и у них тоже гармин новейший орегон. в нем внутри где-то спрятан трек.
я не представляю, как бы они в тундре смогли перетащить трек из одного орегона в другой, если бы не стояли бы там мы. полчаса шаманских плясок с проводами и ноутбуком. трек есть и у нас в навигации, трек залили и в гармин "потеряшкам". решаем ехать вместе и в ночь.
приезжаем по треку обратно к геофизикам, и не доходя 300 (прописью ТРИСТА) метров , прямо у них навиду направо в тундру уходит нужный нам трек
без трека мы бы искали в этом хитросплетении его вечность. но как же так не знать, что через тебя раз в день ходят на Каратайку..??? фиг знает.
темп движения нас и "потеряшек" явно не совпадает. мы гораздо быстрее. )) да, не удивляйтесь. мы гораздо быстрее. ждать не стали. ушли вперед. парни опытные. трек у них есть, тем более его нужно только было найти, а дальше НИ ОДНОГО поворота с него до самой Каратайки и нет.
ушли в ночь.
много разного было в ту ночь.
очень тяжелая дорога была. ехал первым и несколько устал. топтать приходилось постоянно.
а иногда наст был как бетон.
от пупыря до следующей реперной точки ехали, наверное, часа три-четыре. там все достаточно просто. на гугле видно слабый след от вездеходов и трек полностью повторяет летний путь в Каратайку.
собственно именно летний путь у нас в навигацию и был записан от парней из вездехода. и короткий комментарий. как только до реки, до Коротаихи дойдете, там зимник встает на лед и прямо до самого поселка по льду так и идет. поэтому вы на нас летний трек не смотрите, так по реке 180 км и идите. только там, говорят, километров за 30 до поселка лед на реке весь нагонной волной взломало, поэтому там поаккуратнее.
уже за полночь дошли до Коротаихи и на высоком берегу встали на ночевку. ночами автотуристы не ездят. это не спорт и не коммерция. нам посмотреть охота. ))